Климат является важнейшим непрерывно действующим фактором природной среды, каждодневно влияющим на условия проживания и жизнедеятельности людей.
На этой картинке показаны так называемые согревающие полосы в Кыргызстане, которые наглядно демонстрируют изменение температуры в нашей стране в период с 1901 до 2020 года.
Каждая цветная полоса представляет собой среднюю температуру за год: синяя — более холодные годы, красная — более теплые.
Здесь четко видно как после 2000 годов на территории нашей страны все чаще наблюдалось повышение температурных режимов.
Согласно базе данных экологической организации Move Green, являющейся членом Зеленого Альянса Кыргызстана за последние 43 года на территории Кыргызстана наблюдался повсеместный рост средней годовой температуры воздуха — в среднем на 0,22 градуса Цельсия каждые 10 лет. При этом глобальный рост температуры за тот же период был несколько ниже — 0,17 градуса Цельсия.
В целом для Кыргызстана последние 20 лет были самыми жаркими за всю историю наблюдений.
С 1997 года средняя температура по Кыргызстану только три раза оказывалась незначительно ниже нормы: в 2003, 2012 и 2014 годах. Самым жарким годом за период с 1976 года является 2016-й, когда годовая температура по республике была выше нормы на 1,19 градуса Цельсия.
В весенний период отмечаются наиболее интенсивные темпы потепления — в среднем на 0,4 градуса каждые десять лет. Наибольшие темпы потепления фиксируются в долинной и предгорной зонах Чуйской области и долинной зоне Таласской области. Зимой и осенью темпы роста температуры воздуха несколько ниже весенних. При этом в зимний период в южных областях Кыргызстана теплеет несколько большими темпами.
По данным Министерства чрезвычайных ситуаций, за последние 30 лет в Кыргызстане наблюдается стабильный рост числа чрезвычайных ситуаций. За это время в стране произошло почти 6 тысяч различных катастроф. Две трети из них — ЧС природного характера. В МЧС отмечают, что таяние ледников, исчезновение зон вечной мерзлоты и уменьшение снежного покрова приведут к сокращению водных ресурсов Центральной Азии. Более того, высокие температуры и интенсивные осадки могут спровоцировать частые и сильные стихийные бедствия, такие как засуха, аномальная жара, наводнение, оползень, сель и лавина.
Проблема сокращения оледенения является, по большому счету, проблемой номер один не только для Республики, но и для региона Центральной Азии, а также для планеты и мирового сообщества в целом. В настоящее время происходит повсеместное сокращение оледенения.
От климатических условий ближайшего будущего, от их изменений будут зависеть как прямые биоклиматические условия жизни населения Кыргызстана, так и вся хозяйственная деятельность Республики. Понимание важности текущей оценки и грядущих изменений климата для развития республики и, в частности, ее горных территорий, диктует неотложность решения проблем, связанных с динамикой климатической ситуации.
Потепление будет проявляться не только в эволюции оледенения и объемах ледникового стока, изменится общий сток — он уменьшится. Повышение температуры воздуха на 1° ведет к росту интенсивности испарения на 16%, а это даже на фоне сохранения нормы осадков, не говоря о ее снижении, будет сопровождаться сокращением водности рек.
В связи с этим очень важна поддержка со стороны государства и понимание важности тем по грядущим климатическим изменениям. Ведущие эксперты в этой области, а также члены Зеленого Альянса Кыргызстана на постоянной основе предпринимают меры, направленные на снижение негативных последствий изменения климата.
12 декабря 2015 года в городе Париж 196 сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата единогласно приняли Парижское соглашение – новую договоренность по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
Кыргызстан не стал исключением. И уже в 2019 году ратифицировал Парижское соглашение. Соглашение заменило Киотский протокол и усилило деятельность, которую страны ведут по Конвенции в целом. Официально оно вступило в силу 4 ноября 2016 года и закрепило основные принципы действий всех государств на период с 2020 года.
Используя проблему изменения климата как катализатор, Кыргызстан присоединившись к Парижскому Соглашению ускорит процесс достижения Целей Устойчивого Развития, способствуя достижению адаптационных ориентиров. Однако, планируемое экономическое развитие неизбежно приведет к росту выбросов парниковых газов, и здесь наша задача стараться хотя бы не превышать уровень выбросов
Подготовлена позиция Гражданского общества Кыргызской Республики по случаю проведения 26-ой Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Она была презентована широкой общественности и опубликована в ведущих средствах массовой информации Кыргызстана.
Документ также включал в себя конкретные действия согласно уровню амбиций, изложенных в Определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ), в рамках Парижского соглашения об изменении климата. Он был направлен в Правительство Кыргызской Республики.
Лидеры более 100 стран мира подвели итоги пятилетнего цикла, стартовавшего с подписанием Парижского соглашения по климату в 2015-м. Оно предусматривает, что в нынешнем столетии температура на планете не должна повыситься в среднем более чем на 2, а лучше на 1,5 градуса по Цельсию. Считается, что именно этот порог позволит избежать необратимого воздействия на экосистему. Но в документе до сих пор не прописаны ни механизм контроля за его соблюдением, ни меры принуждения.
Садыр Жапаров отметил, что к 2030 году Кыргызстан планирует сократить выбросы парниковых газов на 44%, хотя на самом деле выбросы углерода в контексте мира у республики ничтожны. Тем не менее на сокращение парниковых газов Кыргызстану потребуется $7 млрд.
К 2050 году Кыргызская республика постарается достичь углеродной нейтральности за счет строительства малых и средних гидроэлектростанций и полной электризации промышленной отрасли и сектора жилищно-коммунального хозяйства.
Президент Кыргызстана предложил, чтобы по итогам встречи в Глазго выделили отдельное целевое финансирование для нуждающихся развивающихся горных стран. Также было бы неплохо, считает Садыр Жапаров, чтобы под эгидой ООН был создан специальный фонд для реализации целевых программ по адаптации к изменению климата.