НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
по случаю проведения 27-ой Конференции Сторон РКИК ООН, которая состоится с 6 по 18 ноября 2022 года в г. Шарм-эль-Шейх (Египет)
Объединение юридических лиц «Зеленый Альянс.KG» создано с целью мобилизации общественности Кыргызстана для реализации принципов зеленой экономики и устойчивого развития в стране и включает более 50-ти общественных, частных организаций и индивидуальных членов с целью объединения сил общества Кыргызстана для реализации принципов зеленой экономики и устойчивого развития в стране. Организация провела ряд общественных консультаций по подготовке общей позиции от общественности, по случаю проведения 27-ой конференции сторон (КС-27) РКИК ООН о необходимых климатических действиях на страновом уровне и участию Кыргызской Республики в международных климатических переговорных процессах. Мы обращаемся к Президенту и Кабинету министров Кыргызской Республики с предложением принятия срочных мер по улучшению климатической и социальной ситуации в стране, а также признать значимую роль гражданского общества, в качестве партнеров в этом процессе.
Мир изменился с тех пор, как стороны в последний раз встречались в г. Глазго, Великобритании в 2021 году. В 2022 году наша страна столкнулась с такими вызовами, как усиливающиеся климатические угрозы и приграничные военные конфликты, ведущие к социально-экономическим проблемам.
Кыргызская Республика является одной из наиболее уязвимых к изменению климата стран в мире, и мы уже сталкиваемся с последствиями изменения климата, которые будут усугубляться такими проблемами, как интенсивное таяние ледников, нехватка водных ресурсов, риски энергетической безопасности, деградация экосистем, рост бедности и межэтнических конфликтов и т.д. Учитывая, что сельское хозяйство является ключевым сектором экономики, последствия изменения климата представляют серьезную угрозу для продовольственной безопасности страны.
Актуальным вопросом на предстоящих переговорах в КС-27 станет финансовая компенсация потерь и ущерба от климатического кризиса. Развивающиеся страны ясно дали понять, что они ожидают создания механизма финансирования на случай потерь и ущерба на КС-27. В свете имеющихся глобальных вызовов с оказанием международной финансовой поддержки и сбора денежных средств до 100 млрд. долларов США ежегодно для достижения целевых показателей ОНУВ1 до 2030-2050 гг., Кабинету министров Кыргызской Республики, считаем, необходимо реально оценивать возможности страны в соблюдении положений Парижского соглашения об изменении климата. Мы приветствуем, что в 2022 году Кыргызская Республика присоединилась к Форуму Уязвимых Стран, и призываем активно поддержать кампанию “Платеж просрочен” (Payment Overdue) по компенсации потерь и ущерба, которую Коалиция уязвимых стран учредила в рамках КС-27.
Принимая во внимание вышеизложенное, мы ожидаем, что Кабинет министров Кыргызской Республики в своих выступлениях в рамках СОР 27 подчеркнёт (придаст большое внимание на):
− важность оказания международной помощи стране в вопросах адаптации к изменениям климата, финансирования восстановления от потерь и ущербов — вреда, причиняемого изменением климата, которые необратимы или к которым невозможно адаптироваться;
– особую роль Кыргызской Республики в водообеспечении Центрально-Азиатского региона, необходимого для достижения целей устойчивого развития, обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, благоприятного микроклимата, и т.д.
В рамках прошедшей в 2022 году реформы государственного управления было создано Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора (МПРЭТН), с сильными ведомственными функциональными возможностями. Однако, отмечаем медленный процесс выстраивания кадрового потенциала и необходимость создания управления или отдела по климатической стратегии государства. Центр климатического финансирования (ЦКФ) при МПРЭТН, в рамках своих полномочий, закрепленных в его Уставе, не сможет разрабатывать и принимать стратегические документы по климатической повестке, и возглавлять работы по их формированию. В настоящее время национальную политику по адаптации и митигации страны к изменению климата, разрабатывают некоторые международные исполнительные агентства, при полном или частичном самоустранении государственных органов управления. Мы считаем, лидерство и полная вовлеченность государственных органов в разработке климатической политики важна для успешного внедрения программ и проектов.
С момента создания Национального координационного совета по устойчивому развитию и изменению климата2 с апреля 2022 года и по настоящее время проведено всего одно заседание. Мы ожидаем, что данный Совет должен стать эффективным механизмом для реализации высокой политической воли в вопросах реализации климатических программ. Мы с сожалением отмечаем, что в состав национального координационного совета не были включены представители гражданского общества, что противоречит партнерскому духу и прозрачности процессов принятия решений.
В связи с вышеизложенным, мы призываем Кабинет Министров Кыргызской Республики проявить политическую волю и:
- разработать самостоятельно Национальную политику в сфере изменения климата («дорожную карту») в целях исполнения обязательств в рамках Парижского Соглашения по изменению климата, ратифицированного Кыргызской Республикой в 2019 году;
- интегрировать вопросы реальной адаптации к изменению климата во все Национальные программы устойчивого развития страны и секторов экономики;
- принять закон «О ледниках», который позволит сохранить запасы горных водных ресурсов и адаптировать будущие поколения к изменению климата;
- создать надежную и устойчивую систему мониторинга и оценки выполнения стратегических программ и проектов по адаптации к изменению климата с участием гражданского общества;
- создать единую институциональную внутриведомственную базу данных для обмена информацией и определить процедуры хранения и обмена данными для обеспечения эффективного документооборота внутри ведомства и сохранения наработок при текучести кадров;
- разработать социально-ориентированные индикаторы программ и стратегий адаптации к изменению климата для анализа эффективности их воздействия на процессы устойчивого развития страны, при этом поставить во главу угла климатической политики Кыргызской Республики качество жизни и здоровье человека (особенно учитывая интересы молодёжи, женщин, сельских домохозяйств, уязвимых общин и других социальных групп);
- сократить поддержку и субсидирование проектов по добыче и использованию ископаемого топлива, в связи с увеличением выбросов парниковых газов, загрязнением воздуха в период отопительного сезона, и отсутствия методов переработки отходов горения, что приводит к загрязнению почвы;
- активизировать финансовые возможности в стране в пользу ВИЭ, зелёной инфраструктуры в населенных пунктах и программ по энергоэффективности с фокусом на поддержку наименее защищенных слоев населения;
- развивать отрасли экономики с низкоуглеродными выбросами и минимальным воздействием на окружающую среду, внедряя принципы циркулярной экономики (устойчивое потребление и производство) и развивая экологически чистые технологии в сельском хозяйстве, промышленности, переработке отходов, промышленном и гражданском строительстве и транспорте;
- обеспечить прямой доступ к льготному финансированию в поддержку уязвимому малому фермерству, женскому и молодежному предпринимательству, сельскому населению, проживающему в зонах климатических рисков, с целью адаптации к изменению климата, обеспечения продовольственной безопасности, решения водных и энергетических проблем;
- активизировать работу общественных наблюдательных советов при государственных органах для усиления прозрачности и подотчетности их деятельности в области изменения климата.
Гражданское общество выражает надежду на активное участие делегации Кыргызской Республики в международных переговорах в рамках пленарных сессий и заседаний тематических рабочих групп на КС 27 РКИК ООН, включая:
- участие в работе платформ Варшавского международного механизма по потерям и ущербу в результате воздействий изменения климата3 и Коронивийской совместной программы4 работ, связанной с сельским хозяйством (улучшение почвенного углерода, здоровья и плодородия почв пастбищ и пахотных земель, а также комплексные системы, включая рациональное использование водных ресурсов);
- участие Кыргызской Республики в заседаниях вспомогательных органов конвенции – Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам и Вспомогательный орган по осуществлению (SBSTA5 и SB);
- инициирование вопросов избрания Кыргызской Республики в выборные органы РКИК ООН, в том числе в членский состав Совета Зеленого климатического и Адаптационного фондов, рассматривая при этом возможность выдвижения женщин на выборные посты;
- участие в обсуждении вопросов долгосрочного финансирования программ по изменению климата, эффективность финансирования борьбы с изменением климата, в том числе результаты и воздействие выделенного финансирования и его мобилизации, предоставление финансовой и технической поддержки Сторонам, являющимся развивающимися странами, при принятии ими мер по предотвращению изменения климата и адаптации;
- участие в рассмотрении предложений Сторон о внесении назревших поправок в РКИК ООН, касающихся интересов Кыргызстана;
- взаимодействие с делегациями других стран в переговорных группах, отстаивающих, в том числе, интересы малых горных стран и стран, не имеющих выхода к морю;
- возможность присоединения к «Сети Сантьяго», стремящейся стать «механизмом реализации» Варшавского международного механизма, помогающим развивающимся странам получать доступ к ресурсам и экспертным знаниям для предотвращения, минимизации и устранения потерь и ущерба на местах;
- поиск возможностей по наращиванию научно-исследовательского потенциала в стране, реализация научно-технических проектов и продвижение научно-обоснованных и инновационных разработок и технологий в процессе принятия государственных решений;
- участие делегации в сессиях по устойчивым городам и презентацию планов городов КР по энергоэффективности, транспорту, внутренней миграции и в целом, городской инфраструктуре, озеленению и экологической безопасности в городах.
Мы ожидаем, что Кабинет министров Кыргызской Республики опубликует свою четкую позицию по основным вопросам повестки КС-27, подготовленную с участием всех заинтересованных сторон до начала конференции. И документ будет презентован международному сообществу на официальном уровне.
Со своей стороны, представители гражданского сектора выражают готовность к сотрудничеству с государственными органами Кыргызской Республики по обсуждению вышеизложенных положений Позиции, а также
− принимать активное участие в КС-27 в г. Шарм-эль-Шейх (Египет), взаимодействовать с официальной делегацией КР по вышеизложенным позициям;
− повышать осведомленность населения и поддержать массовые информационные компании по влиянию изменения климата, возможным адаптационным мерам через традиционные знания и мероприятиям по предотвращению последствий изменения климата;
− расширять сотрудничество с государственными структурами, в чьих ведомствах находятся вопросы изучения, наблюдения, прогнозирования изменения климата, а также реагирование на возможные последствия;
− объединять и консолидировать позицию гражданского общества по вопросам изменения климата, и улучшать конструктивное взаимодействие с государственными структурами;
− активно участвовать в общественных обсуждениях законопроектов и подготовке рекомендаций по интегрированию вопросов изменения климата в национальную политику;
− активно участвовать в реализации и мониторинге национальных и международных проектов по изменению климата, и уделять особое внимание прозрачности механизмов финансирования и отчетности;
− проводить самостоятельные и совместные исследования по различным аспектам политики изменения климата (здравоохранение, адаптация, смягчение последствий, и т.д.);
− изучать и содействовать сбору опыта других странах по борьбе и предупреждению изменения климата (конференции, сайд-ивенты и т.д.).
1 Определяемый на национальном уровне вклад
2 Постановление Правительства КР от 8 апреля 2022 года №197
3 https://unfccc.int/sites/default/files/resource/cma2019_L07R.pdf
4 http://www.fao.org/koronivia/ru/
5 https://unfccc.int/process/bodies/subsidiary-bodies/sbsta