Skip to main content

КЫРГЫЗСТАН НА ПУТИ К КС-27: НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

по случаю проведения 27-ой Конференции Сторон РКИК ООН, которая состоится с 6 по 18 ноября 2022 года в г. Шарм-эль-Шейх (Египет)

Объединение юридических лиц «Зеленый Альянс.KG» создано с целью мобилизации общественности Кыргызстана для реализации принципов зеленой экономики и устойчивого развития в стране и включает более 50-ти общественных, частных организаций и индивидуальных членов с целью объединения сил общества Кыргызстана для реализации принципов зеленой экономики и устойчивого развития в стране. Организация провела ряд общественных консультаций по подготовке общей позиции от общественности, по случаю проведения 27-ой конференции сторон (КС-27) РКИК ООН о необходимых климатических действиях на страновом уровне и участию Кыргызской Республики в международных климатических переговорных процессах. Мы обращаемся к Президенту и Кабинету министров Кыргызской Республики с предложением принятия срочных мер по улучшению климатической и социальной ситуации в стране, а также признать значимую роль гражданского общества, в качестве партнеров в этом процессе.

Мир изменился с тех пор, как стороны в последний раз встречались в г. Глазго, Великобритании в 2021 году. В 2022 году наша страна столкнулась с такими вызовами, как усиливающиеся климатические угрозы и приграничные военные конфликты, ведущие к социально-экономическим проблемам.

Кыргызская Республика является одной из наиболее уязвимых к изменению климата стран в мире, и мы уже сталкиваемся с последствиями изменения климата, которые будут усугубляться такими проблемами, как интенсивное таяние ледников, нехватка водных ресурсов, риски энергетической безопасности, деградация экосистем, рост бедности и межэтнических конфликтов и т.д. Учитывая, что сельское хозяйство является ключевым сектором экономики, последствия изменения климата представляют серьезную угрозу для продовольственной безопасности страны.

Актуальным вопросом на предстоящих переговорах в КС-27 станет финансовая компенсация потерь и ущерба от климатического кризиса. Развивающиеся страны ясно дали понять, что они ожидают создания механизма финансирования на случай потерь и ущерба на КС-27. В свете имеющихся глобальных вызовов с оказанием международной финансовой поддержки и сбора денежных средств до 100 млрд. долларов США ежегодно для достижения целевых показателей ОНУВ1 до 2030-2050 гг., Кабинету министров Кыргызской Республики, считаем, необходимо реально оценивать возможности страны в соблюдении положений Парижского соглашения об изменении климата. Мы приветствуем, что в 2022 году Кыргызская Республика присоединилась к Форуму Уязвимых Стран, и призываем активно поддержать кампанию “Платеж просрочен” (Payment Overdue) по компенсации потерь и ущерба, которую Коалиция уязвимых стран учредила в рамках КС-27.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы ожидаем, что Кабинет министров Кыргызской Республики в своих выступлениях в рамках СОР 27 подчеркнёт (придаст большое внимание на):

− важность оказания международной помощи стране в вопросах адаптации к изменениям климата, финансирования восстановления от потерь и ущербов — вреда, причиняемого изменением климата, которые необратимы или к которым невозможно адаптироваться;

– особую роль Кыргызской Республики в водообеспечении Центрально-Азиатского региона, необходимого для достижения целей устойчивого развития, обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, благоприятного микроклимата, и т.д.

В рамках прошедшей в 2022 году реформы государственного управления было создано Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора (МПРЭТН), с сильными ведомственными функциональными возможностями. Однако, отмечаем медленный процесс выстраивания кадрового потенциала и необходимость создания управления или отдела по климатической стратегии государства. Центр климатического финансирования (ЦКФ) при МПРЭТН, в рамках своих полномочий, закрепленных в его Уставе, не сможет разрабатывать и принимать стратегические документы по климатической повестке, и возглавлять работы по их формированию. В настоящее время национальную политику по адаптации и митигации страны к изменению климата, разрабатывают некоторые международные исполнительные агентства, при полном или частичном самоустранении государственных органов управления. Мы считаем, лидерство и полная вовлеченность государственных органов в разработке климатической политики важна для успешного внедрения программ и проектов.

С момента создания Национального координационного совета по устойчивому развитию и изменению климата2 с апреля 2022 года и по настоящее время проведено всего одно заседание. Мы ожидаем, что данный Совет должен стать эффективным механизмом для реализации высокой политической воли в вопросах реализации климатических программ. Мы с сожалением отмечаем, что в состав национального координационного совета не были включены представители гражданского общества, что противоречит партнерскому духу и прозрачности процессов принятия решений.

В связи с вышеизложенным, мы призываем Кабинет Министров Кыргызской Республики проявить политическую волю и:

  • разработать самостоятельно Национальную политику в сфере изменения климата («дорожную карту») в целях исполнения обязательств в рамках Парижского Соглашения по изменению климата, ратифицированного Кыргызской Республикой в 2019 году;
  • интегрировать вопросы реальной адаптации к изменению климата во все Национальные программы устойчивого развития страны и секторов экономики;
  • принять закон «О ледниках», который позволит сохранить запасы горных водных ресурсов и адаптировать будущие поколения к изменению климата;
  • создать надежную и устойчивую систему мониторинга и оценки выполнения стратегических программ и проектов по адаптации к изменению климата с участием гражданского общества;
  • создать единую институциональную внутриведомственную базу данных для обмена информацией и определить процедуры хранения и обмена данными для обеспечения эффективного документооборота внутри ведомства и сохранения наработок при текучести кадров;
  • разработать социально-ориентированные индикаторы программ и стратегий адаптации к изменению климата для анализа эффективности их воздействия на процессы устойчивого развития страны, при этом поставить во главу угла климатической политики Кыргызской Республики качество жизни и здоровье человека (особенно учитывая интересы молодёжи, женщин, сельских домохозяйств, уязвимых общин и других социальных групп);
  • сократить поддержку и субсидирование проектов по добыче и использованию ископаемого топлива, в связи с увеличением выбросов парниковых газов, загрязнением воздуха в период отопительного сезона, и отсутствия методов переработки отходов горения, что приводит к загрязнению почвы;
  • активизировать финансовые возможности в стране в пользу ВИЭ, зелёной инфраструктуры в населенных пунктах и программ по энергоэффективности с фокусом на поддержку наименее защищенных слоев населения;
  • развивать отрасли экономики с низкоуглеродными выбросами и минимальным воздействием на окружающую среду, внедряя принципы циркулярной экономики (устойчивое потребление и производство) и развивая экологически чистые технологии в сельском хозяйстве, промышленности, переработке отходов, промышленном и гражданском строительстве и транспорте;
  • обеспечить прямой доступ к льготному финансированию в поддержку уязвимому малому фермерству, женскому и молодежному предпринимательству, сельскому населению, проживающему в зонах климатических рисков, с целью адаптации к изменению климата, обеспечения продовольственной безопасности, решения водных и энергетических проблем;
  • активизировать работу общественных наблюдательных советов при государственных органах для усиления прозрачности и подотчетности их деятельности в области изменения климата.

Гражданское общество выражает надежду на активное участие делегации Кыргызской Республики в международных переговорах в рамках пленарных сессий и заседаний тематических рабочих групп на КС 27 РКИК ООН, включая:

  • участие в работе платформ Варшавского международного механизма по потерям и ущербу в результате воздействий изменения климата3 и Коронивийской совместной программы4 работ, связанной с сельским хозяйством (улучшение почвенного углерода, здоровья и плодородия почв пастбищ и пахотных земель, а также комплексные системы, включая рациональное использование водных ресурсов);
  • участие Кыргызской Республики в заседаниях вспомогательных органов конвенции – Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам и Вспомогательный орган по осуществлению (SBSTA5 и SB);
  • инициирование вопросов избрания Кыргызской Республики в выборные органы РКИК ООН, в том числе в членский состав Совета Зеленого климатического и Адаптационного фондов, рассматривая при этом возможность выдвижения женщин на выборные посты;
  • участие в обсуждении вопросов долгосрочного финансирования программ по изменению климата, эффективность финансирования борьбы с изменением климата, в том числе результаты и воздействие выделенного финансирования и его мобилизации, предоставление финансовой и технической поддержки Сторонам, являющимся развивающимися странами, при принятии ими мер по предотвращению изменения климата и адаптации;
  • участие в рассмотрении предложений Сторон о внесении назревших поправок в РКИК ООН, касающихся интересов Кыргызстана;
  • взаимодействие с делегациями других стран в переговорных группах, отстаивающих, в том числе, интересы малых горных стран и стран, не имеющих выхода к морю;
  • возможность присоединения к «Сети Сантьяго», стремящейся стать «механизмом реализации» Варшавского международного механизма, помогающим развивающимся странам получать доступ к ресурсам и экспертным знаниям для предотвращения, минимизации и устранения потерь и ущерба на местах;
  • поиск возможностей по наращиванию научно-исследовательского потенциала в стране, реализация научно-технических проектов и продвижение научно-обоснованных и инновационных разработок и технологий в процессе принятия государственных решений;
  • участие делегации в сессиях по устойчивым городам и презентацию планов городов КР по энергоэффективности, транспорту, внутренней миграции и в целом, городской инфраструктуре, озеленению и экологической безопасности в городах.

Мы ожидаем, что Кабинет министров Кыргызской Республики опубликует свою четкую позицию по основным вопросам повестки КС-27, подготовленную с участием всех заинтересованных сторон до начала конференции. И документ будет презентован международному сообществу на официальном уровне.

Со своей стороны, представители гражданского сектора выражают готовность к сотрудничеству с государственными органами Кыргызской Республики по обсуждению вышеизложенных положений Позиции, а также

− принимать активное участие в КС-27 в г. Шарм-эль-Шейх (Египет), взаимодействовать с официальной делегацией КР по вышеизложенным позициям;

− повышать осведомленность населения и поддержать массовые информационные компании по влиянию изменения климата, возможным адаптационным мерам через традиционные знания и мероприятиям по предотвращению последствий изменения климата;

− расширять сотрудничество с государственными структурами, в чьих ведомствах находятся вопросы изучения, наблюдения, прогнозирования изменения климата, а также реагирование на возможные последствия;

− объединять и консолидировать позицию гражданского общества по вопросам изменения климата, и улучшать конструктивное взаимодействие с государственными структурами;

− активно участвовать в общественных обсуждениях законопроектов и подготовке рекомендаций по интегрированию вопросов изменения климата в национальную политику;

− активно участвовать в реализации и мониторинге национальных и международных проектов по изменению климата, и уделять особое внимание прозрачности механизмов финансирования и отчетности;

− проводить самостоятельные и совместные исследования по различным аспектам политики изменения климата (здравоохранение, адаптация, смягчение последствий, и т.д.);

− изучать и содействовать сбору опыта других странах по борьбе и предупреждению изменения климата (конференции, сайд-ивенты и т.д.).

 

 

1 Определяемый на национальном уровне вклад

2 Постановление Правительства КР от 8 апреля 2022 года №197

3 https://unfccc.int/sites/default/files/resource/cma2019_L07R.pdf

4 http://www.fao.org/koronivia/ru/

5 https://unfccc.int/process/bodies/subsidiary-bodies/sbsta

ПОЗИЦИЯ ЗАК 27.10.2022. PDF

Close Menu

Наша цель

Объединять людей, помогать им в развитии и поднимать уровень зеленой экономики в Кыргызстане

Кыргызстан

Бишкек
720011
ул.Абдымомунова, 145

Тел.: +996 312 901 216
Факс: +996 312 901 216

E-mail: [email protected]